Мы с Вами продолжаем изучение умножения. Умножение на
двузначное число выполняется столбиком. Если Вы будете много тренироваться, то
Вы сможете умножать на двузначные числа и в уме. Ведь, умножение в столбик на двузначное
число производится в два этапа. Сначала умножаем на единицы, а потом на
десятки.
Умножение на двузначное число столбиком – это, по
сути, умножение на однозначное число, выполненное два раза.
Рассмотрим на примере умножения 52*23
Запишем правильно множители для умножения столбиком –
соответственно единицы чисел под единицами, десятки под десятками.
Перемножаем
число из разряда единиц второго множителя (3) на числа разряда единиц (2) и
десятков (5) первого множителя.
Получаем неполное произведение 52*3; затем,
сдвигаемся на одну разрядную единицу во втором ряду и умножаем число разряда
десятка (2) на числа разряда единиц (2) и разряда десятков (5).
Теперь складываем полученные произведения от умножения
в первом и втором ряду. Получаем 1196.
Рассмотрим более сложное умножение.
1. Перемножаем число 4 из разряда единиц второго
множителя на число 5 разряда единиц первого множителя. 4*5=20, пишем 0, а 2
запоминаем и прибавим к произведению числа 4 на 3. Чтобы не забыть это число,
его можно написать над числом 3.
2. Перемножаем число 4 из разряда единиц второго
множителя на число 3 из разряда десятков первого множителя.4*3=12 и +2, которое
запоминали =14. Пишем 4, а 1 запоминаем, или пишем над числом 1 разряда сотен
первого множителя.
3. Перемножаем число 4 из разряда единиц второго
множителя на число 1 из разряда сотен первого множителя. 4*1=4, плюс еще 1,
получим 5. У нас получилось первое промежуточное произведение, равное числу
540.
4. Продолжаем умножение. Теперь 135*1. Сдвигаемся на
один разряд влево от 0.135 – это второе неполное произведение.
5. Выполняем
поразрядное сложение. Получили 1890.
Рассмотрим пример с двузначным числом, в составе
которого есть 0.
Если у двузначного числа есть 0, то при перемножении мы не берем его во
внимание, умножаем сразу на число из разряда десятков, а 0 приписываем к
полученному произведению.
Заключение
Мы рассмотрели поэтапное умножение на двузначное
число. При этом надо соблюдать правило записи чисел при умножении – второе
неполное произведение записываем под десятками первого неполного произведения.
Пробуйте, выполняйте разные варианты данного способа
умножения. Успехов!
Почему время учить математику именно в школе?Взрослые часто любят говорить: «Всему своё время.» А мы с уверенностью готовы утверждать, что лучшее время для изучения математики именно в школе!