В жизни нам часто приходится находить остаток. Мы подсчитываем, сколько
сдачи получим в магазине или на рынке. Считаем, сколько у нас останется конфет,
если мы поделимся. Высчитываем, успеем ли мы к определённому времени, когда нас
пригласили в гости. Всё это можно подсчитать теоретически, не пересчитывая
деньги, конфеты, не смотря на время. Нам поможет действие вычитания.
Вычитание –
это взаимно обратное действие для сложения. Если при сложении мы объединяем две
части, то при вычитании из целого удаляют часть. Рассмотрим на нескольких примерах.
В автопарке столо 70 машин такси. Вечером в
автопарк вернулись ещё 20 машин. Сколько стало машин в автопарке?
Задача
решается сложением, потому чтомы
соединяем две части: машины, которые были, и машины, которые приехали. Получаем
целое – весь автопарк.
Решение записывают так:
Теперь
рассмотрим другую задачу:
В автопарке стоят 90 машин такси. Утром 20
уехали в рейс. Сколько машин осталось в автопарке?
Здесь,
наоборот, мы удаляем из целого автопарка часть машин, которая уехала, и
получаем ту, которая осталась.
Удаление части
– это конкретный смысл действия вычитание. Для записи этого действия используют
знак минус «-».
Запишем решение:
Все числа при
вычитании имеют свое название.
90 –
уменьшаемое. В процессе вычитания оно уменьшается.
20 –
вычитаемое, то, что мы удаляем из целого.
70 – разность.
Для нашей задачи его можно назвать остаток.
Действие
вычитания используют не только для нахождения остатка. При уменьшении числа для
вычислений также вычитают.
Приведем
пример:
В одном автопарке 90 машин такси, в другом – на
20 машин меньше. Сколько машин такси во втором автопарке?
На 20 меньше –
это значит столько же, но без 20. То есть, нам снова надо убрать часть.
Решаем:
И третий
вариант, когда решают задачи при помощи вычитания – сравнение двух чисел.
В одном
автопарке такси 90 машин, в другом – 70 машин. На сколько в первом автопарке
машин больше, чем во втором?
Для понимания,
почему решают такую задачу при помощи вычитания, рассмотрим рисунок.
Становится
понятно, что для решения снова нужно убрать часть.
Решаем:
Задачи такого типа также
решаются вычитанием.
Заключение
Вычитая, мы удаляем из целого часть. Действие имеет свой знак – «минус», а каждый компонент –
свое название. При помощи вычитания находят остаток, сравнивают, на сколько
одни числа или величины больше или меньше других. Вычитание используют в жизни,
чтобы теоретически, без наличия предметов, посчитать сколько их будет в результате
наших действий (отдал, потратил и т.д.).
Почему время учить математику именно в школе?Взрослые часто любят говорить: «Всему своё время.» А мы с уверенностью готовы утверждать, что лучшее время для изучения математики именно в школе!